Радость обновления икон в Введенском
храме села Летники
(по рассказу Найдёновой Татьяны
Николаевны)
В истории с иконами все и просто, и сложно одновременно.
Когда я в прошлом году первый раз посетила храм в
Летниках,
меня поразили удивительные иконы. Тем более чудовищным
показалось, что две из них расположенные справа от
царских
врат, смотрят темными ликами из под окладов, которые
густо и
грубо замазаны краской-серебрянкой. Первая мысль -
надо реставрировать, вторая — где найти реставраторов.
Я начала вспоминать знакомых рязанских
художников , надеясь, что они помогут. Сказала об этом
отцу
Петру. Но летний сезон заканчивался, надо было уезжать и
все, как бы повисло в воздухе.
На следующий год отец Петр вернулся к нашему
разговору. И тут, как часто бывает по Божьему Промыслу
появился (буквально «нарисовался» у моей калитки) старый
знакомый, хороший реставратор из
Рязани
Сергей Косырев . Я рассказала ему про
оклады, про то, что не понимаю как возможно отскоблить
толстый слой краски и тем более не знаю, где найти
человека,
который за это возьмется.
Он сказал: » Я могу взяться, но надо посмотреть».
Тут
же мы поехали к отцу Петру и как-то все быстро
завертелось.
Иконы увезли на реставрацию.
А вот дальше все происходило совсем не так быстро, как
хотелось.
Металл окладов очень тонкий, слой краски очень толстый,
а
под краской слоями грязь и сажа. Было похоже, что рядом
с
иконами что-то горело, да так близко, что
оклады
стали черными. Видимо «черноту » не смогли
очистить и тогда чтобы её скрыть оклады щедро
замазали
«серебрянкой». Работа предстояла трудная…
Когда наконец, Сергей снял все загрязнения мы
увидели
с какой потрясающей красотой, практически
ювелирно выполнены оклады.
К сожалению латунь потемнела и выглядела
плохо,
зато открылись места, где сохранилось настоящее серебро
—
оно сияло как прежде.
Встал вопрос, что делать дальше?
Решили целиком покрыть оклады
искусственной позолотой, закрывая и латунь и
серебро,
а потом тонкой полировкой стирая на нужных
местах «золото» выявить серебро. Получилось
очень красиво.
На общем золотом фоне серебро кажется чуть
голубоватым, что еще больше подчеркивает рельефный и
тончайший рисунок окладов.
Итак оклады засияли, а иконы все ещё оставались в
плачевном состоянии.
Особенно пострадала икона «Введение во храм
Богородицы», казалось, что и сделать ничего нельзя,
повреждения огромные, лики абсолютно темные. А икона
престольная… В общем опять проблема и проблема большая.
Тем
более, что престольный праздник приближается, а храм без
иконы.
Подробно описывать не буду, но на поиск
реставратора-иконописца ушло много времени. Было три
кандидатуры, но по разным причинам они отпали.
Потом
появился четвертый иконописец – Юрий
Широков. Он
очень долго «мыл» иконы, и сделал невозможное -
каким-то для меня непостижимым образом из абсолютно
черного
он «вытащил» цвет. Проявились лики. Ну а дальше по
открывшимся фрагментам стало возможным
восстановить
целое.
К престольному празднику иконы заняли подобающее
им
место.
|